На правах рукописи
Назарова Наталья Петровна
ОВЛАДЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНОЙ ЗНАКА
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Специальность: 19.00.07 - педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Москва 2003 Цель исследования: проанализировать становление письменной речи как процесс восхождения от индивидуального символа к культурно зафиксированному речевому знаку и рассмотреть влияние такого способа освоения письменной речи на психическое развитие младших школьников. Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие в отечественной психологии подходы к изучению психологических механизмов становления письменной речи.
2. Исследовать этапы овладения семантической стороной письма в процессе перехода от индивидуальных эмпирических способов познания мира к знаковым формам культуры.
3. Разработать и апробировать развивающие и диагностирующие методики становления у детей письма.
4. Провести сравнительный анализ результатов развития смысловой стороны письменной речи детей, обучающихся по экспериментальной и традиционной программам.
5. Изучить влияние способов становления смысловой стороны письменной речи на развитие познавательных способностей, интеллекта, эмоционально - потребностноЙ сферы детей на начальном этапе обучения.
Методы исследования:
Проводимое автором обучение детей младшего школьного возраста по экспериментальной программе с опорой на смысловую сторону письменной речи (1-5 класс).
Систематическое, в режиме мониторинга, отслеживание результатов экспериментальной работы с применением как широко распространенных тестов и диагностических методик (тесты Керна-Йирасека, Д.Векслера, Э.Вартегта, ДДЧ и т.п.), так и специально разработанных диагностических приемов и проб.
Характеристика контингента испытуемых
В пилотажном исследовании принимали участие учащиеся начальных классов школ № 23, 50, 205 г. Новосибирска (200 человек). Для детального сравнительного исследования были использованы результаты длительного (четырехлетнего) изучения учащихся двух параллельных классов в процессе деятельности городской экспериментальной площадки на базе средней общеобразовательной школы № 1096 Северо-Восточного учебного округа города Москвы. Экспериментальные и контрольные классы, участвовавшие в основном и пилотажном исследовании, различались лишь по программам и способам обучения. В экспериментальных классах дети в течение трех лет обучались по экспериментальной образовательной технологии. Дети контрольных классов занимались по традиционной программе обучения. В основном исследовании приняли участие 48 человек: 23 - в экспериментальном классе, 25 - в контрольном.