На правах рукописи

Назарова Наталья Петровна

ОВЛАДЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНОЙ ЗНАКА

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Специальность: 19.00.07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва 2003 Цель исследования: проанализировать становление письменной речи как   процесс   восхождения   от   индивидуального   символа   к   культурно зафиксированному речевому знаку и рассмотреть влияние такого способа освоения письменной речи на психическое развитие младших школьников. Задачи исследования:

1.              Проанализировать       существующие       в       отечественной психологии     подходы      к     изучению     психологических механизмов становления письменной речи.

2.              Исследовать    этапы   овладения    семантической   стороной письма     в     процессе     перехода     от     индивидуальных эмпирических способов познания мира к знаковым формам культуры.

3.              Разработать        и        апробировать        развивающие        и диагностирующие методики становления у детей письма.

4.              Провести    сравнительный    анализ    результатов    развития смысловой стороны письменной речи детей, обучающихся по экспериментальной и традиционной программам.

5.              Изучить влияние способов становления смысловой стороны письменной речи на развитие познавательных способностей, интеллекта, эмоционально - потребностноЙ сферы   детей на начальном этапе обучения.

Методы исследования:

Проводимое автором обучение детей младшего школьного возраста по экспериментальной программе с опорой на смысловую сторону письменной речи (1-5 класс).

Систематическое, в режиме мониторинга, отслеживание результатов экспериментальной работы с применением как широко распространенных тестов и диагностических методик (тесты Керна-Йирасека, Д.Векслера, Э.Вартегта, ДДЧ и т.п.), так и специально разработанных диагностических приемов и проб.

Характеристика контингента испытуемых

В пилотажном исследовании принимали участие учащиеся начальных классов школ № 23, 50, 205 г. Новосибирска (200 человек). Для детального сравнительного исследования были использованы результаты длительного (четырехлетнего) изучения учащихся двух параллельных классов в процессе деятельности городской экспериментальной площадки на базе средней общеобразовательной школы № 1096 Северо-Восточного учебного округа города Москвы. Экспериментальные и контрольные классы, участвовавшие в основном и пилотажном исследовании, различались лишь по программам и способам обучения. В экспериментальных классах дети в течение трех лет обучались по экспериментальной образовательной технологии. Дети контрольных классов занимались по традиционной программе обучения. В основном исследовании приняли участие 48 человек: 23 - в экспериментальном классе, 25 - в контрольном.

Hosted by uCoz